Грунты под масляную живопись
Чтобы писать масляными красками на холсте, дереве, картоне или другом каком-либо основании, нужно сначала нанести на них грунт для того, чтобы воспрепятствовать вытеканию масла из красок, обеспечить лучшее сцепление красочного слоя с поверхностью холста и придать основанию, определенную фактуру и цвет.
Имеется много различных по своему связующему составу грунтов, все они по их способности впитывать масло из красок разделяются на три вида: масляные, полумасляные и клеевые. Кроме того, различают грунты белые и тонированные, то есть цветные.
Каждый художник имеет свой излюбленный грунт, рецепт его приготовления и способ нанесения, и поэтому существует большое количество рецептов, предлагаемых художниками, специальными лабораториями, где состав грунта очень точно определен. Какой из них лучше или хуже, сказать невозможно. Это зависит от многих причин: от предпочтения художником блестящей или матовой поверхности красочного слоя, от техники письма -- пастозного или тонкослойного нанесения красок. Поэтому каждый грунт может быть хорош по-своему. Однако важно общее требование ко всем - он должен быть грамотно приготовлен и нанесен.
Масляный грунт состоит из слоя масляной краски. Он совсем не впитывает масло из красок, достаточно эластичен и в этом отношении превосходит многие другие грунты. Его не достатком является лишь слабая сцепляемость с красочным слоем при пастозном наложении красок. Что бы нанести масляный грунт, холст нужно сначала проклеить раствором столярного клея или желатины (около 5 гр на 10 гр воды). Затем делают раствор 100 гр льняного масла в 50 гр пинена или скипидара и смешивают со 150 гр сухих цинковых белил. Если не предоставляется возможности достать сухих белил, то можно прокрыть холст готовыми цинковыми белилами. Грунт рекомендуется наносить в два слоя. Первый - шпателем с сильным нажимом так, чтобы краска заполнила все поры холста. Этому слою нужно дать просохнуть, и затем нанести новый слой того же состава, что и предыдущий, но не шпателем, а кистью.
Хорошо приготовленный масляный грунт не должен давать видимых изломов при сгибании, не должен ломаться. Для того, чтобы на масляный грунт лучше ложилась краска, перед работой его рекомендуется протереть смесью нашатырного спирта с винным. Масляный грунт необходимо выдерживать для просушки примерно в течение года.
Клеевой грунт можно приготовить в основном из желатины, казеина, столярного клея. В отличие от масляного клеевой грунт сильно впитывает масло из красок, что делает красочный слой матовым. Он не требует долгого выдерживания и может употребляться через два-три дня после грунтовки. Недостатком клеевого грунта является также его чуткость к влаге.
Желатиновый грунт приготовляется следующим образом: в 100 гр раствора желатины размешивают 20гр цинковых белил ( ни в коем случае не заменять мелом! ред.) до однородной массы. Полученныи раствор теплым наносят на поверхность основы два-три раза.
Казеиновый грунт состоит из 15 гр казеина, разведенного в 100 гр воды, с добавкой 2 гр нашатырного спирта. Весь раствор нужно мешать до тех пор, пока он не превратится в однородную клейкую массу. После этого добавляют 5 гр глицерина ( не эффективен. ред.) для придания грунту эластичности и наносят широкой кистью (флейцем) на основу в один или два слоя в зависимости от фактуры основы.
Эмульсионный грунт состоит из водного раствора клея с маслом и сухих белил. Он занимает промежуточное место между масляным и клеевым грунтом как по своему составу, так и по свойствам. По сраванению с клеевым он обладает меньшей способностью впитывать масло и соответственно менее подвержен пожуханию. Как и клеевой, он не требует длительного просушивания, на нем можно писать через несколько дней после нанесения.
Приводим рецепт эмульсионного грунта Д. И. Киплика Желатины 20 гр Воды к ней 200 гр (1 стакан) Цинковых белил сухих 100 куб. см (1/2 стакана) Олифы льняной 40-100 куб. см. (от 1/5 до 1/2 стакана) Воды 100 куб. см (1/2 стакана).
Д. Киплик дает рецепт приготовления эмульсионно го грунта с тюбиковыми цинковыми белилами. Нужно взять раствор средней густоты столярного клея и замешать в него столько порошка мела, чтобы получился раствор, подобный густой сметане. В эту смесь добавляют примерно до 3/4 ее объема цинковых белил, хорошо их размешивают и добавляют необходимое количество воды, чтобы грунтовочная масса хорошо разносилась по поверхности холста, предварительно слегка проклеенного.
Первые опыты по грунтовке холста могут оказаться не совсем удачными даже при строгом следовании предлагаемым рецептам. Причиной тому может явиться и качество входящих в состав грунта компонентов, и качество основы, и многое другое, что заранее предсказать невозможно. Мы советуем начинающему художнику проявлять при составлении грунта больше самостоятельности, придерживаясь в основном предлагаемых рецептов.
Автор рецепта или трактата | Датировка рецепта | Материалы, применяемые для грунтов |
Ченнини | конецХIV в. | Клей, гипс |
Филаретэ | ХV в. | Клей, гипс, масляная краска |
Вазари | ХV I в. | Клей, мука, ореховое масло, белила свинцовые, масляная краска |
Боргини | ХV I в. | 1 вариант - клей животный, масляная краска |
Арменини | ХV I в. | Клей животный, мука, масло, белила свинцовые, масляная краска |
Франческо | ХV I в. | 1 вариант - клейстер, оливковое масло, мед, масляная краска (белила свинцовые, сурик) |
Вальпаго | ХV I I в. | Клейстер или клей, глина, масло, масляная краска |
Палломино | XVIII в. | 1 вариант - клейстер, мед, масло льняное, глина, красная земля |
Вибер | ХIХ в. | 1 вариант - белила цинковые, тертые на бензине, лак ретуше, фиксатив для акварели |
Петрушевский | ХХ в. | 1 вариант - клей, мед, мел |
Киплик | ХХ в. | 1 вариант - клей, масло или глицерин, мел |
Лаборатория Академии художеств г. Веймара | ХХ в. | Клей, яйцо, олифа, мел, белила цинковые |
Тютюник | ХХ в. | Желатина в проклейке, рыбий клей в эмульсии, масло льняное, масло касторовое, глицерин, белила цинковые, фенол |